Ludwig Mies Van der Rohe
Не имея специального архитектурного образования, пройдя долгий путь поиска авторского почерка от ар-нуво до нео-классицизма, Людвиг Мис ван дер Роэ стал одним из известнейших немецких дизайнеров XX века, чьи проекты были исключительны в своем новаторстве и воплотили концепцию универсального пространства.
Новая философия
Мария Людвиг Михаэль Мис (Maria Ludwig Michael Mies) родился в Ахене в 1898 г. в семье каменщика и немецкой аристократки. Семье принадлежала небольшая строительная лавка, где продавался пиленый камень. С детства он помогал отцу, а в 15 лет уже самостоятельно делал чертежи штукатурных орнаментов.
В 1905-ом юноша уехал в Берлин и стал работать сначала у Бруно Пауля, а спустя несколько лет, с 1908 года, в мастерской Петера Беренса. Именно здесь он познакомился с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье, стал искать новые архитектурные формы и создавать свои первые проекты, череду которых открыл дом Креллер в Гааге, созданный в 1912 г. Окрыленный успехом, он открыл собственное бюро через год.
В 1920 г. Молодой архитектор решил изменить свое имя на более звучное, добавив девичью фамилию матери. С этих пор он стал Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe).
Являясь приверженцем эстетического функционализма, Людвиг Мис ван дер Роэ разработал целую серию экспериментальных проектов офисных зданий и небоскребов (1919-1924 гг.), созданных из железобетона и сплошного остекления со свободной внутренней планировкой.
В 1926-ом Людвиг Мис ван дер Роэ изготавливает памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург, который был признан знаковым мемориальным объектом в истории Германии. Спустя год, он представил проект дома для посёлка Вайсенхоф на Международной выставке жилища в Штутгарте, в котором только крыша и функциональные комнаты имели глухие стены. В последующем эта идея простой универсальной формы была продолжена в доме Фарнсуорт в Фокс-Ривер (1946-1950 гг.).
Одним из выдающихся достижений Людвига Мис ван дер Роэ стала организация строительства павильона Германии на международной выставке в Барселоне в 1929 г. Благодаря использованию полудрагоценных камней для остекления здания (оникса, полированного травертина) и эффекта водного отражения, созданная им конструкция была сама по себе экспонатом и принесла архитектору мировое признание. В рамках данного проекта Людвига Мис ван дер Роэ представил собственную коллекцию дизайнерской мебели Barcelona, ключевым предметом которой было одноименное кресло Barcelona Chair. Сделанное из натуральной кожи с каркасом из монолитной стали и по образцу египетских стульев дополненное подставкой для ног, оно было удостоено в 1977 г. престижной награды Museum of Modern Art Award и по сей день вызывает восторженные отклики ценителей концептуального мебельного дизайна.
В 1938 г. Людвиг Мис ван дер Роэ вынужденно эмигрирует в Америку, не желая оставаться в захваченной нацистами Германии. Здесь он работает над проектами чикагских небоскребов, среди которых особо выделяется Сигрэм Билдинг (Sigrem-Building) в Нью-Йорке (1958 г.). Последним творением Людвигом Мис ван дер Роэ было здание Национальной Берлинской художественной галереи (1968 г.), созданное в форме абстрактной призмы.
Людвиг Мис ван дер Роэ создал свой собственный архитектурный стиль, основанный на структурной целостности и универсальности пространства, лишенный ненужной декоративной трактовки элементов, что позволяло максимально упростить стоящие перед дизайнером проектные задачи.
Работы этого дизайнера