Arne Jacobsen
Арне Якобсен (Arne Jacobsen) был родоначальником функционального модернизма в архитектуре Дании. Его проекты стали иконами стиля XX века, а созданная Якобсеном мебель украшает дома коллекционеров. Он интуитивно искал идеальные пропорции, смешивая материалы и технологии, и в этом постоянном эксперименте находил единственно правильные дизайнерские решения.
Садовник архитектуры
Арне Якобсен родился в 1902 г. в Копенгагене. Его семья часто бывала за городом, и он с детства впитал в себя суровую красоту северной природы, естественную органику прибрежных скал и лаконичность холодных оттенков моря. Именно это помогло ему в будущем сосредоточиться и сформировать совершенные пропорции архитектурных форм и линий, виртуозно использовать приглушенные тона как фон для создания ярких образов.
По совету родителей Арне учился на каменщика, но встреча с работами Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe) и Корбюзье (Le Corbusie) полностью изменила его планы на жизнь. В 1924-ом он выиграл грант на обучение Королевской Академии искусств. И уже через год был удостоен серебряной медали на выставке в Париже Exposition Internationale des Arts Decoratits за создание своего первого дизайнерского стула. Дипломной работой Якобсена стала разработка арт-галереи в Копенгагене, за проект которой он получил золотую медаль.
В 1927 г. Арне Якобсон был приглашен в проектное бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe), но спустя два года, в 1929 г. ушел из него и организовал собственную студию архитектурного дизайна.
За последующие несколько лет Арне Якобсен спроектировал House of the Future (1929 г.), поражающий своими круглыми формами, Bella Vista housing в Копенгагене (1930-1934 г.) и Functionalist Rethenborg House в Ордрапе (Ordrup) (1930 г.). Разработка колледжа Святой Екатерины в Оксфорде (1960 г.) принесла Арне Якобсену мировую известность и сделала его одним из наиболее влиятельных архитекторов XX века.
Он считал идею отправной точкой, оттачивая каждый элемент и начиная всегда с самого сложного. Так создавая здание гостиницы Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене(1856-1960), до сих пор являющейся доминантой датской архитектуры XX века, Арне завершил проект разработкой столовых приборов.
Под влияние работ Чарльза и Рэя Имз Арне Якобсен увлекся дизайном мебели. Отправной точкой стали сделанные их фанеры стулья «Ant» (1952 г.). После скандально-откровенной фотосессии Льюиса Морли с агентом секретной разведки Кристи Киллер, позировавшей обнаженной на стуле «Муравей», эта мебель стала пользоваться бешеной популярностью и завоевала славу иконы датского дизайна.
Еще одним новаторским открытие мастера были скульптурные кресла «Egg» и «Swan» (1958 г.), спроектированные для наполнения пространства Radisson SAS Royal Hotel. Перфекционист по натуре, Арне работал над дизайном этой необычной мебели до тех пор, пока не достиг задуманного результата, поэтому ни одна деталь не была скучно-тривиальной. Кресло-яйцо с успехом солировало в фантастических фильмах и создавало футуристические образы интерьеров будущего.
В семейной жизни его можно было назвать тираном. В доме Якобсена стены были выкрашены в белый цвет, чайные чашки должны были стоять в четких геометрических рядах, а детские игрушки к его приходу из мастерской — убраны в ящики. Желая уделить время близким, и устав от собственных запретов, он все равно не мог полностью расслабиться и требовал, чтобы печенье к чаю имело идеальную форму, потому что не мог пренебречь эстетикой даже на мгновенье отдыха. Только так Арне удавалось сохранять обостренную чувствительность к пропорциям и оттенкам, чтобы творить и создавать свои непревзойденные в мире дизайна и архитектуры шедевры.