Isamu Noguchi
Талантливый архитектор и скульптор Исаму Ногучи стал связующим звеном между самобытной философией Востока и эклектикой авангардистского ориентализма Европы. Он оставил после себя огромное творческое наследие, признанное классикой XX века, а идеи Ногучи и сегодня вдохновляют молодых дизайнеров на новые яркие эксперименты.
Заслуженная слава
Его мать была американкой и частным репетитором английского языка, а отец — первым японским поэтом-имажинистом в американской поэзии. К сожалению, отношения родителей не сложились, и они вскоре расстались. Разрываясь между Востоком и Западом, постоянно переезжая с матерью из города в город, Исаму с детства впитывал в себя самобытность культур и тянулся к искусству.
Первые уроки скульптуры Ногучи постигал в Штате Коннектикут у Гутзона Борглума. Однако тот не разглядел у своего ученика искру таланта, и спустя два года, в 1924 г., юноша начинает посещать вечернюю школу им. Леонардо да Винчи в Нью-Йорке. Восхищенный талантом Исаму Ногучи его учитель Onorio Ruotolo организовывает первую выставку юного дарования.
Раннее творчество Ногучи пронизано мотивами Пикассо и Миро, а знакомство с киотскими дзен-садами и глиняными работами мастера керамики Jinmatsu Uno, а также овладение техникой живописи Chi Pai-shih в 1930-1931 гг. позволило Исаму создать свой собственный уникальный авторский почерк. Это был симбиоз японского минимализма и смелость европейского авангарда.
Началом дизайнерских экспериментов Ногучи стала разработка радионяни в 1937 г. Первым проектом монументально-декоративной пластики был рельеф для здания агентства «Ассошиэйтед пресс» в Нью-Йорке, 1938 г. Созданные им в Париже, Иерусалиме и Нью-Йорке фонтаны олицетворяют продуманный лаконизм контраста воды и камня, а пейзажные городские композиции, например, «Черное солнце», признаны знаковыми инсталляциями XX века.
Отдельной вехой творческого пути дизайнера было оформление декораций для балетных постановок блистательной Марты Грэм и авангардных театрализованных представлений Эрика Хокинса.
В 1951 г. Исаму Ногучи спроектировал первые светильники Akari, поражающие своей скульптурной невесомостью и разнообразием хрупких форм. До сих пор все модели Akari изготавливается исключительно вручную и только на заводе Ozeki в Японии. В память о своем отце, в 1952 г., Исаму Ногучи создает монумент и мемориальный сад в Университете Keio.
Среди наиболее значимых наград Исаму Ногучи — Национальная медаль искусств президента США (1987г.) и Орден Священного сокровища третьего класса Японии (1988г.).
Работы этого дизайнера